image description инвест
карта
Чат-бот

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

Главной целью инвестиционной политики Самарской области является создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни населения.

Достижение стратегической цели инвестиционной политики будет обеспечиваться путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося в Самарской области инвестиционного потенциала.

Задачи инвестиционной политики:

  • устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  • совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности;
  • развитие человеческого потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов, ориентированной на потребности высокотехнологичных и -инновационных производств;
  • улучшение качества среды проживания с закреплением квалифицированных кадров, расширение возможностей для самореализации.

Ключевые факторы инвестиционной привлекательности Самарской области:

  • формирование и продвижение бренда Самарской области как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности;
  • в сфере развития институциональной среды и повышения эффективности органов государственной власти - наличие эффективной системы государственной поддержки инвестиционных проектов;
  • в сфере развития инвестиционной инфраструктуры - наличие доступной инвестиционной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (ОЭЗ, индустриальные парки и т.д.);
  • в сфере снижения административных барьеров - снижение затрат инвесторов на подключение к объектам инженерной инфраструктуры, сокращение сроков и упрощение процедур предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов, иных согласительных и разрешительных процедур по отношению к инвесторам.

Стратегические приоритетные кластеры:

  • Высокий уровень приоритетности: автомобилестроительный, аэрокосмический и нефтехимический кластер.
  • Средний уровень приоритетности: строительства и строительных материалов, агропищевой кластер, транспортно-логистический кластер.
  • Новые перспективные кластеры: медицинский и фармацевтических технологий, секторы малотоннажной химии и туризма.

Инструменты реализации инвестиционной политики:

1. Снижение административных барьеров

Основными механизмами снижения (устранения) административных барьеров являются:

  • - обеспечение субъектов инвестиционной деятельности всей необходимой информацией;
  • - формирование понятной нормативной базы;
  • - создание каналов прямой связи инвесторов с органами государственной власти Самарской области и обеспечение гарантий соблюдения прав инвесторов.

Для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов создан канал прямой связи инвесторов и руководства Самарской области через интернет-приемную Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области http://www.samregion.ru/.

В целях обеспечения участников инвестиционной сферы информацией функционирует официальный инвестиционный портал Самарской области investinsamara.ru с действующей линией прямого обращения.

В соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 05.03.2013 N 56 утвержден Совет по улучшению инвестиционного климата в Самарской области.

При Совете по инвестициям действует рабочая группа по инвестиционным проектам.

В соответствии с Инвестиционной декларацией Самарской области публично задекларированы общие ключевые принципы взаимодействия органов государственной власти Самарской области с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, закреплены гарантии защиты прав инвесторов в Самарской области.

В целях оптимизации административных процедур создан общественный совет потребителей энергоресурсов при министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в сфере государственного регулирования тарифов (приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.09.2013 N 160).

2. Региональные институты развития

В целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в регионе создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области, принят соответствующий региональный закон, открыта общественная приемная федерального омбудсмена по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации.

3. Оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ)

С 2014 года внедряется институт оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области по вопросам, затрагивающим интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В целях осуществления взаимодействия при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключено соглашение от 21.01.2015 N 3 между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и основными региональными общественными объединениями предпринимателей: региональным объединением работодателей "Союз работодателей Самарской области", Торгово-промышленной палатой Самарской области, Самарским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Самарским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", некоммерческим партнерством "Ассоциация некоммерческих организаций предпринимателей Самарской области "Взаимодействие".

В целях осуществления взаимодействия при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключено соглашение от 21.01.2015 N 3 между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и основными региональными общественными объединениями предпринимателей: региональным объединением работодателей "Союз работодателей Самарской области", Торгово-промышленной палатой Самарской области, Самарским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Самарским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", некоммерческим партнерством "Ассоциация некоммерческих организаций предпринимателей Самарской области "Взаимодействие".

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат ОРВ.

ОРВ проводят органы местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Налоговое стимулирование, субсидии и преференции

Все необходимые нормы, предусматривающие защиту прав инвесторов, включая механизмы поддержки инвестиционной деятельности, содержатся в законах Самарской области:

Инвесторы, реализующие проекты на территории региона, получают комплексную поддержку со стороны областных властей на всех этапах реализации проектов.

С 2013 года предусмотрен принципиально субсидирование затрат инвесторов, связанных с подключением к источникам электроснабжения и обустройством промышленных площадок объектами инженерной инфраструктуры.

Специальные меры поддержки предусмотрены для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территориях малых и средних моногородов региона - Октябрьска, Похвистнево и Чапаевска.

Резидентам ОЭЗ "Тольятти" предоставляются значительные преференции и льготы.

5. Развитие инфраструктуры индустриальных парков

В Самарской области создана доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов (бизнес-инкубаторы, ОЭЗ "Тольятти", технопарк в сфере высоких технологий "Жигулевская долина").

Для повышения конкурентоспособности Самарской области и ускорения вхождения инвесторов на территорию региона осуществляется масштабная работа по подготовке специальных площадок - индустриальных парков. Разработана концепция развития индустриальных парков, предполагающая строительство государственных парков с необходимой инфраструктурой и создание частных индустриальных парков. Кроме того, с целью оптимизации действующей инфраструктуры, оставшейся в наследство от крупных промышленных объектов, будет продолжена работа по мониторингу имеющихся площадок (brownfield) с целью их модернизации и удовлетворения потребностей инвесторов.

Таблица 1

Количество созданных рабочих мест в рамках деятельности
институтов развития территорий
(введено Постановлением Правительства Самарской области
от 17.09.2019 N 643)

Наименование показателя

2017 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Количество созданных рабочих мест в рамках деятельности институтов развития территорий, человек (нарастающим итогом с 2017 года)

1477

14415

45733

56819

В том числе:

 

 

 

 

резидентами особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Тольятти"

460

1050

16195

23288

резидентами территории опережающего социально-экономического развития "Тольятти" <1>

701

11488

24174

26607

резидентами территории опережающего социально-экономического развития "Чапаевск" <2>

 

235

1000

1200

резидентами индустриального парка "Преображенка"

185

617

1379

1379

резидентами индустриального парка "Чапаевск"

18

252

1992

1992

резидентами индустриального парка "Крутые Ключи"

 

 

140

1500

резидентами технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина"

113

773

853

853

6. Поддержка МСП

Поддержка организаций МСП осуществляется как в форме имущественной, нормативной правовой и финансовой помощи, так и в форме оказания информационной, консультационной и кадровой поддержки.

Подробно изложено в разделе 3.1.4 "Обеспечение режима максимального благоприятствования развитию предпринимательства" настоящей Стратегии.

7. ГЧП

В настоящее время универсальным механизмом экономического развития является ГЧП, значение которого ежегодно возрастает не только в Самарской области, но и в Российской Федерации.

8. Продвижение региона и развитие бренда Самарской области

Для продвижения Самарской области как объекта для инвестирования будет осуществляться продвижение бренда региона. С этой целью будет разработана интегрированная маркетинговая стратегия, содержащая создание уникального предложения для инвесторов, создание и продвижение бренда региона.

При создании уникального предложения для инвесторов будут определены основные факторы, способные привлечь инвесторов в регион.

Разработка концепции создания бренда Самарской области. Бренд региона будут формировать:

  • туристические активы и кластеры Самарской области;
  • бренды компаний и товаров, представленных в регионе;
  • созданные в регионе условия для ведения бизнеса.

Продвижение бренда региона будет осуществляться с использованием эффективных каналов продвижения, ориентированных на различные целевые аудитории.

9. Механизмы и управление реализации инвестиционной политики

Механизмами реализации инвестиционной политики являются:

  • государственные программы РФ;
  • государственные программы, утверждаемые Правительством Самарской области;
  • инструменты ГЧП, разрабатываемые на основе положений федеральных и областных нормативных правовых актов;
  • инвестиционные программы естественных монополий;
  • совет по инвестициям;
  • система мер государственной поддержки, действующая в Самарской области;
  • региональные институты развития Самарской области.

  

Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2030 г.