image
        description инвест
карта

Инвестиционная стратегия Самарской области до 2030 года



1. Текущая ситуация в сфере привлечения инвестиций

Для оценки текущей ситуации в сфере привлечения инвестиций Россию и страны  СНГ целесообразно сопоставлять с такими группами, как страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и группа стран БРИК (Бразилия, Индия, Китай). Такое сопоставление показывает, что на текущий момент Россия и страны СНГ, по сравнению со странами ЦВЕ и БРИК, в основном только начинают использовать возможности привлечения внешних инвестиций (Рисунок 1). Если посмотреть прирост прямых иностранных инвестиций на душу населения за период с 2006 по 2011 года больше всех привлекли инвестиций страны, входящие в ЕС – Чехия, Венгрия, Эстония. При этом, даже между схожими по основным характеристикам странами (Прибалтика) могут существовать серьезные отличия в результатах привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Примером страны, активно использующей возможность привлечения ПИИ для роста, является Бразилия, за период с 2006 по 2011 года прирост прямых иностранных инвестиций на душу населения составил практически 270%. Среди стран СНГ примером успеха в привлечении ПИИ является Казахстан. Темп роста ПИИ в России выше среднего, но их объем на душу населения все еще низок.

Матрица  «накопленные прямые иностранные инвестиции на душу населения – темп роста инвестиций»

Рисунок 1 — Матрица  «накопленные прямые иностранные инвестиции на душу населения – темп роста инвестиций»

Если рассматривать ситуацию на региональном уровне, то Самарская область, несмотря на значительный рост объема прямых иностранных инвестиций,  имевший место в начале 2000-х годов, на текущий момент отстает как по объему, так и по темпам роста ПИИ (см. Рисунок 2). Причина состоит в том, что во второй половине 2000-х тенденция изменилась: Самарская область стала уступать другим регионам, активизировавшимся в конкуренции за инвесторов. Эта тенденция характерна для многих регионов, лидировавших по привлечению ПИИ в начале 2000-ых, в связи с тем, что ключевые факторы успеха и предпочтения инвесторов изменились. Некоторые регионы, активно привлекавшие инвесторов в первой половине 2000-ых, смогли сохранить свою привлекательность и во второй «пятилетке». В составе этой группы, наряду со «столицами» и «сырьевыми регионами» выделяется Калужская область, использовавшая выгодное географическое положение и низкий уровень издержек.

i2030_2.png

Рисунок 2 — Сравнение показателей ПИИ в различных регионах

Тем не менее, за счет «всплесков» в 2008 и 2012 году, Самарская область в целом сохранила достаточно хорошие позиции по накопленным ПИИ на душу населения (Рисунок 3). Объем накопленных прямых иностранных инвестиций за период с 2005 по 2012 года на душу населения в Самарской области составил 379,1 долл. США на человека. При этом, доля Самарской области в общем объеме привлеченных в Россию прямых иностранных инвестиций в 2012 году была выросла до 0,41%.

 i2030_3.png

Рисунок 3 — Объем ПИИ и динамика доли регионов в общем объеме привлеченных в Россию ПИИ

Необходимо отметить, что поток ПИИ в Самарскую область довольно нестабилен, объем инвестиций сильно варьируется год от года, основные «всплески» приходятся на периоды сделок по продаже крупных промышленных активов и периоды модернизации крупнейших производств (См. Рисунок 4). В отличие от прямых иностранных инвестиций, суммарный объем инвестиций в основной капитал восстановился после кризиса и составил 204,2 млрд рублей в 2012 году. Здесь также крупнейшими инвесторами в период с 2009 по 2012 года являются Роснефть и АвтоВАЗ, доли которых в общей структуре 10,8% и 6,9% соответственно.

i2030_4.png

Рисунок 4 — Объем инвестиций в основной капитал, их структура и динамика ПИИ в Самарскую область

2. SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Самарской области

Для формирования успешной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо понимать, на какие факторы прежде всего ориентируются инвесторы при принятии своих решений (см. Рисунок 5). Исходя из международного опыта, можно сказать, что наиболее важными являются 9 факторов: доступ к природным ресурсам, экономическая и политическая стабильность, уровень коррупции, налоговые преимущества, доступ к рынку, инфраструктура, стоимость трудовых ресурсов, качество трудовых ресурсов, система поставщиков, а также инновационная активность в регионе. Кроме того, существует 3 типа инвесторов, для которых вышеуказанные факторы имеют разную значимость. Первый тип инвесторов ориентирован на инвестиции в добычу природных ресурсов и смежные отрасли. Для таких инвесторов важно наличие природных ресурсов и доступ к ним иностранных инвесторов, инфраструктура для транспортировки ресурсов, а также минимальная политическая стабильность в регионе. Для второго типа инвесторов важен доступ к крупным рынкам. Наконец, для третьего типа инвесторов важен доступ к компетенциям, находящимся в регионе. Таким образом, при анализе текущего состояния инвестиционного климата и формировании инвестиционной стратегии необходимо проанализировать вышеуказанные факторы.

  i2030_5.png

Рисунок 5 — Типы инвесторов и факторы инвестиционного климата

Говоря о сильных сторонах инвестиционного климата Самарской области, необходимо отметить следующие особенности:

  • наличие развитых отраслевых кластеров;
  • возможность транспортировки грузов всеми видами транспорта (ж/д, авто, авиа, речной);
  • наличие крупного рынка сбыта (Самарская область, регионы ПФО);
  • привлекательный рынок труда;
  • наличие особых экономических зон.
  • Среди слабых сторон можно отметить:
  • отсутствие единой скоординированной системы по привлечению и работе с инвесторами;
  • недостаточное понимание ключевых целевых групп инвесторов и отсутствие адекватной системы стимулов для них;
  • нечеткое позиционирование Самарской области для инвесторов, низкая интенсивность продвижения Самарской области;
  • недостаток качественной промышленной инфраструктуры, проблемы при подключении энергетической инфраструктуры;
  • высокие административные барьеры и отсутствие системы «одного окна».

Наличие развитых отраслевых кластеров

Наиболее значимыми для экономики региона кластерами являются: автомобильный, нефтегазовый, аэрокосмический и производства пластмасс и изделий из них. Эти кластеры являются традиционными для Самарской области  (кластеры с наибольшей специализацией региона). Дополняют их менее специализированные  кластеры – химический, производства электроэнергетического оборудования, стройматериалов, производственного оборудования и тяжелого машиностроения. Помимо этого, потенциально привлекательными являются высокопроизводительные кластеры производства коммуникационного оборудования и биофармацевтика (Рисунок 6).

i2030_6.png

Рисунок 6 — Кластерный портфель экономики Самарской области

 

Возможность транспортировки грузов всеми видами транспорта (ж/д, авто, авиа, речной)

Еще одной сильной стороной в привлечении инвестиций является то, что в Самарской области возможна транспортировка грузов всеми видами транспорта (ж/д, авто, авиа, речной) (Рисунок 7).

i2030_7.png

Рисунок 7 — Крупнейшие транспортные магистрали Самарской области

 

Наличие большого рынка сбыта (Самарская область, ПФО)

Еще одним преимуществом Самарской области является наличие крупного потребительского рынка (Рисунок 8). В радиусе 300 км от Самарской области находится 18,3 млн человек, в радиусе 500 км – 29,7 млн человек, а в радиусе 1000 км – 85,4 млн человек. Таким образом, в достаточной близости от Самары расположены все крупнейшие города Европейской части РФ и Урала, за исключением Санкт-Петербурга.

i2030_8.png

Рисунок 8 — Потенциальный потребительский рынок для производителей

 

Привлекательный рынок  труда

Важной частью инвестиционного климата являются кадры. Согласно проведенному в рамках подготовки «Доклада о конкурентоспособности России 2012» в 30 регионах России опросу предпринимателей, Самарская область занимает довольно высокие позиции в рейтинге регионов РФ по показателям, касающимся рынка труда и образования (Рисунок 9).

i2030_9.png

Рисунок 9 — Качество рынка труда и образования Самарской области – ответы представителей бизнеса

Это подтверждается и статистикой. Так, по доле населения, имеющего профессиональное образование, Самарская область – в числе лидеров среди регионов сравнения (см. Рисунок 10).

i2030_10.png

Рисунок 10 — Структура населения по уровню образования

 

Наличие особых экономических зон

Еще одним фактором в пользу привлекательного рынка труда является умеренный уровень заработных плат, при высоком образовательном уровне (см. выше). По данным портала HeadHunter уровень средних заработных плат в Самаре по сравнению с другими городами находится на среднем уровне (Рисунок 11).

i2030_11.png

Рисунок 11 — Средний уровень зарплат по городам РФ

 

Отсутствие единой скоординированной системы по привлечению и работе с инвесторами

Первоочередной слабой стороной инвестиционной привлекательности Самарской области является отсутствие единого эффективного процесса привлечения инвесторов. Если рассматривать этот процесс по отдельным звеньям, то Самарской области необходимо приложить больше усилий во всех основных элементах. Так, продвижение региона, как места для инвестиций отсутствует. Такие звенья, как «Стратегия и приоритеты», «Запуск проекта» и «Интеграция в экономику страны» развиты очень слабо. Лучше всего развитым звеном является «Согласование условий», хотя и оно отстает от лучших практик (Рисунок 12).

i2030_12.png

Рисунок 12 — Анализ цепочки привлечения инвесторов

 

Административные барьеры и отсутствие системы «одного окна»

Слабой стороной инвестиционного климата также является высокий уровень административных барьеров в Самарской области. Например, по уровню административных барьеров по рейтингу Doing Business Самарская область занимает 24-е место из 30 вошедших в рейтинг регионов.

Высокие административные барьеры наблюдаются, в частности, в строительстве (см. Рисунок 13). Так, количество процедур в Самарской области – выше среднего по Российской Федерации. Кроме того, получение такого разрешения является более дорогим по сравнению с другими регионами. Вместе с тем, время прохождения всех процедур в Самарской области несколько ниже, чем в других регионах.

i2030_13.png

Рисунок 13 — Оценка административных барьеров в строительстве в Самарской области

Процедуры подключения к электричеству оцениваются экспертами как крайне затруднительные (см. Рисунок 14). Время получения разрешения на подключение к электричеству составляет 290 дней, что на 50 дней выше среднероссийского показателя. В Калужской области это можно сделать более чем в два раза быстрее. Столь же велика по сравнению со средними показателями по России и стоимость подключения электричества – она почти в 11 раз больше среднедушевого дохода в регионе.

i2030_14.png

Рисунок 14 — Оценка административных барьеров в сфере энергетики и строительстве

Для развития качества инвестиционного климата в Самарской области имеются следующие возможности:

  • усиление бренда региона и наличие большого количества инвестиционных проектов в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 года на территории Самарской области;
  • активное взаимодействие с создаваемым на федеральном уровне Российском Инвестиционном Агентством и использование его возможностей для продвижения области и работы с целевыми группами инвесторов;
  • повышение инвестиционной привлекательности России.
  • Вместе с тем, имеется ряд угроз, в частности:
  • дальнейший износ транспортной инфраструктуры;
  • отсутствие улучшений в ключевых узких местах на рынке труда (например, в сфере среднего профессионального образования);
  • усиление конкуренции за инвестиции с регионами России и мира;
  • снижение инвестиционной привлекательности России.

3. Стратегия привлечения инвестиций

Для успешного развития Самарской области разработана стратегия по привлечению инвестиций в регион. В инвестиционной стратегии рассмотрены ключевые инвестиционные приоритеты Самарской области, меры по формированию благоприятного инвестиционного климата, а также предложен план мероприятий (дорожная карта) по реализации Инвестиционной стратегии.

В соответствии с выявленными проблемами на этапе диагностики, а также анализа международного и российского опыта, даны взаимоувязанные рекомендации по улучшению инвестиционного климата, ключевые из которых:

  • создание агентства по привлечению инвестиций, возлагающего на себя координирующую функцию и функцию работы с инвесторами;
  • определение целевых инвесторов с детализацией до отдельных сегментов технологической цепочки и отдельных компаний, формирование системы стимулов для их привлечения;
  • формирование и продвижение бренда Самарской области для инвесторов;
  • создание системы промышленных парков (в рамках концепции развития промышленных парков) и подведение энергетической инфраструктуре к строящимся площадкам;
  • внедрение системы одного окна и снижение административных барьеров.

Ключевые элементы стратегии привлечения инвестиций представлены на Рисунке 15.

i2030_15.png

Рисунок 15 — Ключевые элементы стратегии привлечения инвестиций

Выделение отраслевых приоритетов в Инвестиционной стратегии далее раскрывается в пункте 3.1. Такие блоки, как предложение ценности для инвесторов, конкурентоспособная система стимулов, продвижение региона как места для инвестиций, совершенствование системы по привлечению инвестиций, а также эффективная работа агентства – подробно описаны в пункте 3.2. В пункте 3.3 представлен план мероприятий (дорожная карта) по реализации Инвестиционной стратегии.

3.1. Перечень ключевых инвестиционных приоритетов инвестиционной политики Самарской области, в т.ч. в разрезе ключевых для области кластеров

При формировании инвестиционной политики региона были определены ключевые приоритеты, которые определяют направления развития региона. В данном пункте описаны ключевые приоритеты инвестиционной политики в разрезе ключевых для области кластеров. Для определения приоритетных кластеров использовалась матрица «Качество условий в регионе -  Привлекательность кластера» (Рисунок 16), помимо данного анализа проводился поиск новых привлекательных для инвестиций секторов.

Привлекательность кластера оценивалась как:

потенциальная производительность труда;

текущий объем и потенциал роста корневых сегментов кластера в ближайшие 3-5 лет на российском и мировом рынке.

Качество условий в регионе оценивалось как:

Текущий уровень развитости кластера: относительный размер; уровень специализации; достигнутый уровень производительности.

Доступность ключевых факторов для развития кластера: природные условия; инфраструктура; кадры; поставщики и партнеры; доступ к рынку.

i2030_16.png

Рисунок 16 — Приоритизация кластеров Самарской области

В результате приоритизации кластеров Самарской области в первом приоритете оказались такие кластеры, как:

автомобилестроительный кластер;

аэрокосмический кластер;

нефтехимический кластер: производство пластмасс и изделий из них; химический сектор; нефтегазовый сектор; добыча нефти и газа.

Во второй приоритет вошли такие кластеры, как:

кластер строительства и строительных материалов: производство стройматериалов; строительство;

агропищевой кластер: производство продуктов питания; сельское хозяйство;

транспортно-логистический кластер.

Наряду с преимущественным продвижением приоритетных кластеров, важно способствовать привлечению инвестиций и в другие промышленные кластеры Самарской области, в том числе в потенциальные кластеры электротехнического оборудования и тяжелого машиностроения.

В качестве потенциальных новых секторов, для привлечения инвестиций были выделены: фармацевтическая промышленность; ИТ-отрасль; радиоэлектронная промышленность.

В секторе фармацевтической промышленности особое внимание стоит уделить, в частности, «процессной фармацевтики», производству БАД и клиническим исследованиям (Рисунок 17).

i2030_17.png

Рисунок 17 — Развитость секторов фармацевтической промышленности в разных странах и потенциальные сектора для развития в СО

В ИТ-отрасли особое внимание стоит уделить разработке корпоративных приложений, ИТ-аутсорсингу и разработке программного обеспечения (Рисунок 18).

i2030_18.png

Рисунок 18 — Объем российского рынка ИТ, млн дол США, 2012

В секторе радиоэлектронной промышленности особое внимание стоит уделить автомобильной электронике, которая является привлекательным сегментом рынка в связи с довольно высоким ростом и низкой концентрацией производителей, а также электронике в сферах аэрокосмоса и медицины (Рисунок 19).

i2030_19.png

Рисунок 19 — Матрица видов РЭП по уровню концентрации и темпам роста

В дальнейшем при реализации стратегии для приоритетных кластеров необходимо будет определить список крупнейших в мире инвесторов в каждой из приоритетных отраслей.

Например, в химическом секторе крупнейшими в мире инвесторами в период с 2003 по 2010 года являлись такие компании, как: BASF; Royal Dutch Shell; Dow Chemical; BP; Mitsubishi Corporation; SABIC; Total; Air Liquide; Bayer; AkzoNobel (Рисунок 20).

i2030_20.png

Рисунок 20 — Список крупнейших инвесторов в отрасли

После того как для отрасли определены крупнейшие компании инвесторы, необходимо подробно рассмотреть их инвестиционную политику и возможности их привлечения в Самарскую область.

Например, для химического сектора, в которой BASF являлся крупнейшей компанией-инвестором в период с 2003 по 2010 года, рассмотрена его инвестиционная политика. Основной объем инвестиций пришелся на химическую промышленность (64%), также большая часть инвестиций пришлась на пластики (26%). При этом большая часть инвестиций были направлены в Европу (59%), Северную Америку (21%) и Азию(14%) (Рисунок 21).

i2030_21.png

Рисунок 21 — Инвестиционная политика компании в отрасли

 

3.2. Меры по формированию благоприятного инвестиционного климата, включающие мероприятия, направленные на достижения целей и задач Инвестиционной стратегии

3.2.1.Предложение ценности для инвесторов

Для улучшения инвестиционной привлекательности региона разработано «уникальное предложение» для инвесторов, которое будет выделять область на фоне других регионов, тем самым привлекая инвесторов в Самарскую область. Для этого к текущим факторам ценности Самарской области для инвесторов, а именно: развитой системе поставщиков в автомобильном и химическом кластере; доступности человеческих ресурсов; выгодному географическому положению; и относительно высокому качеству жизни были добавлены вновь создаваемые факторы ценности для формирования «уникального предложения» региону. Этими новыми факторами станут низкие административные барьеры, адекватная транспортно-логистическая структура и современные промышленные площадки (Рисунок 22).

i2030_22.png

Рисунок 22 — Предложение ценности для инвесторов

Низкие административные барьеры.

Самарская область должна преодолеть отставание от регионов-конкурентов по уровню административных барьеров и качеству государственных услуг, поскольку в настоящее время оно оказывает наиболее негативное влияние на привлечение инвесторов. Снижение административных барьеров будет происходить за счет уменьшения числа и продолжительности административных процедур, повышения эффективности работы госорганов и противодействии коррупции.

Поэтому первая из предложенных ценностей для инвестора по созданию «уникального предложения» подразумевает снижение административных барьеров. Высокие административные барьеры могу быть вызваны сложностью самих процедур или сложностью с эффективной реализацией процедур. Сложность с эффективной реализацией процедур в свою очередь включает в себя низкую компетентность персонала, низкую операционную эффективность, проблемы в коммуникации между министерствами и ведомствами и коррупцию (Рисунок 23).

i2030_23.png

Рисунок 23 — Мероприятия по борьбе с административными барьерами

Решениями проблемы со сложностью процедур являются анализ, бенчмаркинг и упрощение процедур; повышение открытости принятия решений; создание системы «единого окна» (в т.ч., в сети интернет).

Для решения проблемы с низкой компетентностью персонала возможны такие решения, как пересмотр политики в области найма персонала; повышение привлекательности условий труда; внедрение системы обучения; взыскания и увольнение некомпетентных сотрудников.

Решениями проблемы с низкой операционной эффективностью являются применение технологий lean; внедрение системы КПЭ; пересмотр системы мотивации персонала; внедрение и контроль за исполнением регламентов; организация отдела по повышению операционной эффективности; опросы удовлетворенности потребителей гос. услуг; система обратной связи потребителей услуг.

Проблемы в коммуникации между министерствами и ведомствами можно решить при помощи создания рабочих групп и выработки эффективных механизмов взаимодействия между министерствами и ведомствами.

Решениями борьбы с коррупцией являются выявление (горячая линия (в т.ч., в интернет); материальное стимулирование информирования о фактах коррупции), пресечение (независимость расследования; неотвратимость наказания) и предотвращение (повышение з/п чиновникам, информирование в СМИ о результатах расследований).

Для выявления наиболее актуальных мероприятий следует приоритизировать все возможные меры по критериям «Актуальность – Реализуемость меры». В результате такой оценки мероприятий можно выделять первоочередные меры по снижению административных барьеров (Рисунок 24)

i2030_24.png

Рисунок 24 — Приоритизация мер по снижению административных барьеров

В первый приоритет мер по снижению административных барьеров попали такие инициативы, как:

анализ, бенчмаркинг и упрощение административных процедур;

создание системы «единого окна»;

горячая линия (в т.ч., в интернет) для выявления неэффективностей государственных органов;

независимость расследования фактов коррупции;

внедрение системы обучения государственных служащих;

применение lean-технологий в госудасртвенных органах;

внедрение и повышение эффективности использования систем КПЭ в государственных органах;

выработка культуры межведомственного взаимодействия.

Во второй приоритет мер по снижению административных барьеров попали такие инициативы, как:

пересмотр политики в области найма персонала;

повышение привлекательности условий труда государственных служащих;

пересмотр системы мотивации персонала;

внедрение и контроль за исполнением регламентов.

Современные промышленные парки.

Для повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо решение проблемы с недостатком промышленной инфраструктуры для расширения или создания новых производств. Решение этой проблемы -  создание системы промышленных парков.

Промышленные парки будут создаваться при участии Правительства Самарской области, с привлечением частных инвесторов. Основная роль государства будет заключаться в административной поддержке строительства, обеспечения подключения парков коммунальной инфраструктуры и развитии транспортной инфраструктуры. Управление промышленными парками будет осуществляться управляющими компаниями, которые будут обеспечивать функционирование парка, привлекать инвесторов и оказывать услуги резидентам парков (администрирование, логистика, подбор персонала, ремонт оборудования, очистка стоков и т.п.).

Компании-резиденты промышленных парков будут использовать общую инженерную инфраструктуру – электро-, газо- и теплоснабжение, водопровод, канализацию и очистные сооружения и т.д. Наличие общей инфраструктуры наряду с возможностями получения дополнительных льгот позволит легче привлекать резидентов, за счет обеспечения более низких производственных издержек.

Промышленные парки будут создаваться в ключевых отраслях промышленности. Основным условием для выбора расположения парков является доступ к рынку труда и удобный доступ к транспортной инфраструктуре (см. Рисунок 25).

i2030_25.png

Рисунок 25 — Кластерная направленность промышленных парков

В ходе анализа были определены зоны приоритетного расположения промышленных парков (см. Рисунок 26):

парк поставщиков автокомпонентов целесообразно расположить в непосредственной близости от АвтоВАЗа, а также рядом с заводом Bosh;

химический парк - разместить в районе Новокуйбышевска, где сконцентрирована основная масса предприятий нефтехимии, а также вблизи г. Тольятти;

парк «Оборудование и техника» целесообразно разместить в Самаре в черте города на базе существующих площадей аэрокосмического кластера;

агропищевые парки необходимо разместить на окраине г.о. Самара и между г.о. Самара и г.о.Тольятти на свободных площадках;

парк для малого и среднего предпринимательства целесообразно разместить  в черте г.о. Самара на свободных площадях;

i2030_26.png

Рисунок 26 — Предполагаемое расположение промышленных парков

Анализ международного опыта позволяет выделить пять слагаемых конкурентоспособности промышленных парков:

Ценность для резидентов: транспортная инфраструктура, удобство размещения; предоставляемая инженерная инфраструктура и недвижимость; бизнес-услуги, бытовые услуги, госуслуги.

Отраслевая специализация: привлекательность отраслевых секторов; интеграция в экономику региона; синергия от совместного размещения.

Участие Администрации региона: административные барьеры; пакет стимулов: налоговые и таможенные льготы; сопровождение инвестиционных проектов.

Бизнес-модель управляющей компании: портфель услуг резидентам со стороны управляющей компании; роли ключевых участников индустриального парка.

Привлекательность региона: географическое месторасположение; уровень развития экономики региона; транспортная доступность; доступ к рынку, сырью и комплектующим.

i2030_27.png

Рисунок 27 — Слагаемые конкурентоспособности промышленных парков

Для успешного развития промышленных парков и использования их, как инструмента привлечения инвесторов, необходимо уделить внимание каждому из слагаемых конкурентоспособности промышленных парков.

 

3.2.2. Конкурентоспособная система стимулов

Следующим шагом по улучшению инвестиционной привлекательности региона является формирование пакета стимулов для инвесторов, учитывающий специфику отдельных отраслей и целевых инвесторов. Пакет стимулов является весьма сильным инструментом по привлечению инвесторов, который может выделить регион среди других регионов Российской Федерации. При этом при разработке пакета стимулов будет учитываться его бюджетная эффективность. В целом можно разделить стимулы на налоговые, финансовые, земельные и инфраструктурные (Рисунок 28).

i2030_28.png

Рисунок 28 — Пакет возможных стимулов для инвесторов

Налоговые стимулы делятся на три категории:

налоговые каникулы;

снижение ставок налогов:  на прибыль; социальных налогов и отчислений; на землю и имущество; специфичных отраслевых налогов;

налоговые вычеты и амортизация: на инвестиции; на НИОКР; на персонал; на маркетинг; на добавленную стоимость; на реинвестирование прибыли; на понесенные убытки.

Финансовые стимулы разделяются на: возврат части инвестированных средств; льготные кредиты; гарантии по кредитам; субсидии на найм и обучение персонала; гранты и займы на НИОКР.

Земельные и инфраструктурные стимулы включают: льготные ставки аренды; низкая стоимость земли; дешевое подключение к инфраструктуре; низкая стоимость коммунальных услуг.

Для успешной реализации инвестиционной политики необходимо  выработать оптимальный пакет налоговых, финансовых, земельных и инфраструктурных стимулов для инвесторов. При разработке пакета стимулов необходим анализ систем регионов-конкурентов, а именно: определение основных регионов-конкурентов в каждой из отрасли и сравнение с конкурентами по каждой отрасли. Затем следует определить оптимальную систему стимулов, для этого необходимо определить значимость различных стимулов для инвесторов, определить бюджетную эффективность разных наборов стимулов и в итоге определить оптимальные стимулы для каждой отрасли. После определения системы стимулов следует ее внедрение, для этого необходимо скорректировать законодательную базу под новые стимулы, а затем использовать разработанную систему стимулов при маркетинге региона для инвесторов (Рисунок 29).

i2030_29.png

Рисунок 29 — Рекомендации по разработке пакета стимулов для инвестора

Для примера, были рассмотрены стимулы для привлечения инвесторов в регионах-конкурентах (Рисунок 30).

i2030_30.png

Рисунок 30 — Стимулы по привлечению инвесторов в регионах-конкурента

 

3.2.3.Продвижение Самарской области, как места для инвестиций

Актуальной задачей для Самарской области является продвижение бренда региона, как места для инвестиций, который будет иметь большое значение в привлечении инвесторов. При этом необходимо уделять внимание не только информированию потенциальных инвесторов, но также следить за их отзывами, которые будут иметь значения в долгосрочной перспективе.

Для продвижения бренда необходима интегрированная маркетинговая стратегия. Создание стратегии будет происходить в 4 этапа: создание уникального предложения для инвесторов, создание бренда Самарской области, продвижение области и контроль качества. При создании уникального предложения для инвесторов необходимо определить основные факторы, которые способны привлечь инвесторов в регион и затем создать новые факторы привлечения инвесторов. При создании бренда региона необходимо определить концепцию бренда на уникальном предложении с добавлением ярких элементов, которые будут выделять регион на фоне других, разработать несколько альтернативных вариантов и протестировать их на фокус группах. Затем следует продвижение региона, для этого необходимо выбрать каналы продвижения, адекватные по следующим параметрам: ориентация на целевую аудиторию, охват, соотношение «цена-охват целевой аудитории». На последней стадии необходима работа с обращениями инвесторов, контроль соответствия реальной ситуации в регионе бренду и скоординированная деятельность государственных органов для реализации «уникального предложения» (Рисунок 31).

i2030_31.png

Рисунок 31 — Этапы маркетинговой стратегии

При создании бренда необходимо уделить особое внимание формированию репутации Самарской области - её имиджу. Имидж региона формируется из шести составляющих: туристические активы и кластеры (Самарская лука и т.п.), бренды компании и товаров, место для ведения бизнеса, города и особые территории, качество жизни в регионе и отдельные кластера. При этом необходимо найти ключевые элементы относительно Самарской области и сделать упор на них при продвижении региона, как места для инвесторов (Рисунок 32).

i2030_32.png

Рисунок 32 — Составные части репутации (имиджа) региона

Данные аспекты имиджа региона приоритизированы для выделения наиболее привлекательных особенностей Самарской области, которыми она сможет привлекать инвесторов. Для этого необходимо составляющие имиджа региона разместить на матрице «Реализуемость – Релевантность». В результате данной приоритизации выбраны три ключевых направления для продвижения Самарской области: это аспекты кластеров, качество жизни и места для ведения бизнеса.

Такие же направления, как города, бренды компаний и товаров, а также туристические активы и кластеры в меньшей степени релевантны и реализуемы в конкретных условиях региона (Рисунок 33).

i2030_33.png

Рисунок 33 — Приоритизация аспектов имиджа

 

3.2.4. Совершенствование системы по привлечению инвестиций

Для обеспечения успешного привлечения инвестиций целесообразно создать особую структуру, ответственную за привлечение инвестора, поддержку в преодолении административных барьеров и предоставление необходимой информации. Ключевыми факторами успеха организации по привлечению инвестиций являются (Рисунок 34): команда и организационный дизайн; соответствие стратегии региона и адекватная бизнес-модель; легитимность и позиционирование в системе государственного управления; адекватная бюджетная обеспеченность; ориентация на результат, контроль и отчетность.

i2030_34.png

Рисунок 34 — Ключевые факторы успеха организации

При этом необходимо понимать, что существуют различные бизнес-модели институтов развития. Некоторые направлены на получении прямой экономической выгоды, другие направлены на вклад в социально-экономическое развитие. Существует 5 типовых моделей институтов, изображенных на Рисунке 35.

i2030_35.png

Рисунок 35 — Бизнес-модели институтов развития

Типовые модели институтов развития: финансовые институты развития; корпорации развития инфраструктуры; агентства поддержки промышленности и инноваций; агентства поддержки инвестиций и развития экспорта; специализированные социальные фонды.

Для Самарской области целесообразно выделить 2 института развития: Агентство по привлечению инвестиций и Корпорацию развития Самарской области. При совершенствовании системы по привлечению инвестиций надо учитывать, что функции институтов с разными бизнес-моделями обычно разделяются в разные организации.

Агентство по привлечению инвестиций (далее – Агентство) будет дополнять существующий институт развития -  Корпорацию развития Самарской области.

Агентство будет заниматься маркетингом региона, взаимодействием с инвесторами, проведением переговоров, адаптацией пакета стимулов, устранением административных барьеров, мониторингом реализации проектов и координацией проектов государственно-частного партнерства. (Рисунок 36).

i2030_36.png

Рисунок 36 — Структура органов, ответственных за привлечение инвестиций

 

3.2.5. Эффективная работа Агентства привлечения инвестиций

От эффективности работы Агентства в значительной степени зависит успех реализации стратегии, поэтому контроль эффективности и поиск возможностей для улучшения работы должны проводиться на регулярной основе. Для этого будут внедрены система ключевых показателей эффективности (КПЭ) для Агентства, а также важной задачей будет повышение прозрачности деятельности агентства.

Для эффективной работы выявлены пять ключевых факторов успеха Агентства по инвестициям: квалифицированный персонал, сотрудничество с государственными органами, эффективное взаимодействие с инвесторами, наращивание специфических компетенций, эффективная организация. Рекомендации изображены на Рисунке 37.

i2030_37.png

Рисунок 37 — Рекомендации по развитию агентства по привлечению инвестиций

Рекомендации по развитию Агентства по привлечению инвестиций:

Квалифицированный персонал: формирование списка ключевых компетенций и аттестация персонала; разработка программы повышения квалификации; разработка системы КПЭ и системы мотивации.

Сотрудничество с государственными органами: достижение «быстрых результатов» для подтверждения доверия; проведение регулярных встреч с руководителями ключевых министерств; проведение обучающих семинаров для сотрудников министерств.

Эффективное взаимодействие с инвесторами: высокое качество взаимодействия с инвестором на всех этапах; сопровождение инвесторов по принципу «одного окна»; постоянное итеративное взаимодействие с инвесторами для своевременного получения обратной связи.

Наращивание специфических компетенций: разработка планов по взаимодействию для каждого региона/отрасли; проведение регулярных опросов существующих и потенциальных инвесторов; переход на систему «одного окна».

Эффективная организация: разработка сбалансированной системы КПЭ и мотивации; развитие единой ИТ- инфраструктуры, внедрение CRM системы.

3.3. План мероприятий (дорожная карта) по реализации Инвестиционной стратегии

Дорожная карта служит механизмом реализации стратегии и в наглядной форме представляет ключевые направления и мероприятия, предусмотренные инвестиционной стратегией.

Дорожная карта, представлена на Рисунке 38, разбита на шесть блоков, по каждому из которых указаны основные мероприятия.

i2030_38.png

Рисунок 38 — Дорожная карта по повышению инвестиционной привлекательности региона на среднесрочную перспективу

В раздел «Отраслевые приоритеты» входят следующие мероприятия: определение приоритетных сегментов в кластерах, а также определение ключевых инвесторов в каждом сегменте и плана по их привлечению в Самарскую область.

В раздел «Предложение ценности для инвесторов» входят следующие мероприятия: оценка потребностей в транспортной и логистической инфраструктуре, развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с выявленными потребностями; определение приоритетных площадок для логистических центов и последующие привлечение инвесторов и строительство логистических центров; подготовка приоритетных инвестиционных площадок, а также создание и развития промышленных парков; создание/ перепрофилирование центров по профобразования по потребностям инвесторов и их деятельность.

В раздел «Конкурентоспособная система стимулов» входит: определение оптимального портфеля стимулов на основе анализа потребностей инвесторов и бюджетной эффективности, с последующим внедрением оптимального портфеля стимулов.

В раздел «Продвижение региона как места для инвестиций» входит: создание стратегии продвижения бренда региона, с последующим продвижением бренда региона по данной стратегии.

В раздел «Совершенствование системы по привлечению инвестиций» входит: создание агентства по привлечению инвестиций, а также контроль за эффективностью его деятельности.

В раздел «Эффективная работа агентства» входят следующие мероприятия: создание системы «одного окна»; разработка планов по взаимодействию с каждым сегментом, а также анализ существующих и потенциальных потребностей инвесторов; разработка системы КПЭ и системы мотивации, с последующим мониторингом выполнения КПЭ.