image
        description инвест
карта

Инвестиционное послание Губернатора Самарской области «Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Самарской области в 2016 году»


Инвестиционное послание Губернатора Самарской области

«Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Самарской области в 2016 году» (далее – Инвестиционное послание)

Уважаемые друзья, коллеги, партнеры!

Сегодня, представляя очередное Инвестиционное послание, хочу отметить, что Самарская область стоит на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации. Проведение в Самарской области чемпионата мира по футболу в 2018 году позволит создать не только мультипликативные эффекты, но и укрепить экономическую базу и позиции региона как делового и культурного центра Российской Федерации. При этом решать задачи такого уровня нам приходится в абсолютно новых условиях функционирования экономики.

Не будет преувеличением сказать, что геополитические сложности, исчерпание сложившейся экономической модели развития, эскалация санкций и, как следствие, закрытие мировых рынков капитала для российских предприятий стали серьезным вызовом как для всей национальной экономики, так и для экономики Самарской области.

Такая ситуация создает определенные трудности и риски для инвесторов и делает инвестиционное планирование проблематичным. Большинство компаний рассматривают сложившуюся ситуацию как неблагоприятную для инвестиций, но тем не менее не планируют сокращать свое присутствие в Самарской области. В столь непростых условиях продолжается запуск новых производств и реализация инвестиционных проектов, а емкий внутренний рынок, диверсифицированная экономика и наличие высококвалифицированных кадров подчеркивают инвестиционную привлекательность Самарской области.

С учетом экономического фона необходимо сделать общий вывод о сложившейся ситуации: первый шок преодолен, экономика региона адаптировалась к новым условиям, а операционные риски взяты под контроль. Однако, по оценкам предпринимателей, неопределенность в отношении перспектив развития экономики все еще сохраняется.

В этих условиях как никогда важно создавать четкие ориентиры для инвесторов и бизнеса, способствуя росту долгосрочных инвестиций. Такая позиция налагает на нас большую ответственность, требует дисциплины, напряженной работы и предъявляет высочайшие требования к качеству бизнес-климата и инвестиционной политики.

Поэтому особое внимание в следующем году необходимо уделить формированию максимально комфортных, предсказуемых и конкурентных условий ведения бизнеса, снижению административных барьеров, стимулированию развития малого и среднего предпринимательства, углублению диверсификации экономики Самарской области. Наращивание объемов производства и инвестиций в реальном секторе, внедрение новых технологий, создание высокопроизводительных рабочих мест также должны оставаться приоритетными задачами нашей экономической политики в ближайшие годы.

Для работы по этим и другим направлениям нам есть от чего отталкиваться – это результаты нашей совместной работы за прошедший год, который был насыщен важными событиями в общественно-политической и экономической жизни нашего региона, событиями, которые заложили прочный фундамент и для дальнейшего движения вперед.

Прежде чем сконцентрироваться на ключевых мерах инвестиционной политики, которые будут реализованы в 2016 году, обобщим некоторые итоги и результаты реализации инвестиционной политики в 2015 году.

В 2015 году в тесном взаимодействии с бизнесом решена задача по внедрению в Самарской области регионального инвестиционного стандарта. По сути, создан минимально необходимый набор институтов для улучшения инвестиционного климата, которые определяют направления развития инвестиционной деятельности в Самарской области, создают благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности и обеспечивают необходимые гарантии инвесторам.

Этот сигнал бизнес услышал. Самарская область в 2015 году заняла 9-е место в рейтинге регионов по развитию инвестиционной среды Минэкономразвития Российской Федерации и стала лучшей в Приволжском федеральном округе. Обеспечение эффективности и надлежащего качества работы созданных сервисов, инструментов и инфраструктуры для бизнеса осуществляется в формате постоянного мониторинга со стороны предпринимателей Самарской области, входящих в состав так называемой экспертной группы.

Реализованы намеченные планы по совершенствованию системы управления инвестиционными процессами в Самарской области. В регионе сформирована многоканальная система государственной и муниципальной поддержки инвесторов, включающая в себя широкий круг инструментов финансовой, имущественной, информационной, инфраструктурной и иной поддержки.

Для каждого инвестора и предпринимателя заработал специализированный  институт – некоммерческая унитарная организация – фонд «Агентство по привлечению инвестиций Самарской области»     (далее – Агентство по привлечению инвестиций). Агентство по привлечению инвестиций в полном объеме обеспечивает режим «одного окна» для каждого, кто принял решение об инвестициях в нашем регионе. Это первый адрес для инвесторов, которые планируют обосноваться в Самарской области.

Знаковым событием в 2015 году стали заключенные соглашения о реализации инвестиционных проектов в регионе и трехсторонние меморандумы между Правительством Самарской области и:

администрацией городского округа Самара и обществом с ограниченной ответственностью «Инвестор» по строительству гостиницы в границах улиц Галактионовской, Красноармейской, Самарской Ленинского района городского округа Самара;

администрацией городского округа Самара и акционерным обществом «Компания ЮНИМИЛК» по созданию производственных мощностей для переработки молока и производства молочной продукции.

Вслед за этими соглашениями и меморандумами будут осуществлены масштабные инвестиции в размере, превышающем 27 млрд. рублей.

В 2015 году завершены следующие крупные инвестиционные проекты частных компаний:

ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», дочерним предприятием ОАО «НК «Роснефть» введены в эксплуатацию комплекс каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора (CCR) мощностью 1,2 млн. тонн в год по сырью и комплекс низкотемпературной изомеризации производительностью 280 тыс. тонн в год по сырью. Пуск комплексов позволил создать 140 новых рабочих мест и обеспечить полный переход предприятия на выпуск высокооктановых бензинов высшего экологического класса и вывести из эксплуатации физически и морально устаревшие установки;

якорным резидентом индустриального парка «Преображенка» компанией ООО «Роберт Бош Самара» завершено строительство первой очереди завода по производству автокомпонентов общей проектной мощностью 6 млн. единиц различной номенклатуры в год, начато производство продукции;

филиалом «Молочный комбинат «САМАРАЛАКТО» АО «Компания ЮНИМИЛК», входящим в группу компаний Danone в России, проведена реконструкция приемного отделения сырого молока, а также запущена новая линия по производству кисломолочной продукции, питьевых и густых йогуртов производственной мощностью 54,8-60 тонн продукции в сутки;

в городском округе Тольятти люксембургский концерн Accumalux Group совместно с группой компаний «АКОМ» на базе ЗАО «ЛюксСтар» открыли новое совместное производство пластмассовых комплектующих для сборки корпусов аккумуляторных батарей. Проектная мощность нового высокотехнологичного предприятия АО «АККУМАЛЮКС РУС» составляет около 2 млн. комплектов в год и др.

Общий инвестиционный портфель Самарской области в 2015 году насчитывал более 80 проектов в активной стадии реализации.

Продолжена поддержка инициаторов инвестиционных проектов через предоставление налоговых льгот, общая сумма которых в 2015 году составила почти 4,3 млрд. рублей. Налоговые преференции получили 16 организаций, общая стоимость инвестиционных проектов которых достигла 31,8 млрд. рублей. Эффективность указанной формы государственной поддержки подтверждается тем, что на один рубль предоставленных налоговых льгот привлекается порядка 7,4 рубля частных инвестиций.

Для диверсификации моноструктурных экономик городских округов Чапаевск, Октябрьск и Похвистнево продолжил свое действие механизм субсидирования создания новых рабочих мест в рамках реализации на их территориях инвестиционных проектов.

В 2015 году ускоренными темпами осуществлялась работа по снятию инфраструктурных ограничений.

Введена в эксплуатацию первая очередь инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти» (далее – ОЭЗ «Тольятти») площадью 181 гектар и началось строительство второй очереди площадью 246 гектаров. В настоящее время 16 российских и иностранных компаний получили статус резидентов ОЭЗ «Тольятти», совокупные обязательства по инвестициям которых составляют 18,8 млрд. рублей. До конца года семнадцатым резидентом ОЭЗ «Тольятти» должно стать ООО «Керамогранит КЕДА», которое реализует инвестиционный проект по строительству завода по производству керамического гранита.

В 2015 году на территории ОЭЗ «Тольятти» открыты производства четырех резидентов: завод по изготовлению литых алюминиевых деталей для двигателей легковых автомобилей ООО «СИЕ Аутомотив Рус», завод по заправке емкостей промышленными газами ООО «Праксайр Самара», завод  по изготовлению привода механизма переключения передач в сборе для различных автомобилей ООО «АТЦ РУС» и завод по производству автокомпонентов ООО «Хай-Лекс Рус».

Серьезный прорыв сделан в развитии региональных индустриальных парков.

В индустриальном парке «Преображенка» введена в эксплуатацию первая очередь инженерной инфраструктуры, выполнены проектные работы по строительству второй очереди сетей дождевой канализации и автомобильной дороги. Резидентами индустриального парка являются ООО «Роберт Бош Самара», ООО «КОЭР», ООО «СамараТрансАвто-2000», ООО «ДоорХан-Самара», ООО «Фарм СКД».

По индустриальному парку «Чапаевск» выполнен проект планировки территории, ведется подготовка территории для размещения предприятий, выполняются проектно-изыскательские работы. Начато строительство завода по производству гипсовых вяжущих и гипсовых смесей               ООО «Кнауф Гипс Челябинск». Эти площадки рассчитаны как на крупных российских и иностранных инвесторов, так и на инвестиционные проекты предприятий среднего бизнеса.

Хорошие показатели демонстрируют частные промышленные парки «Тольяттисинтез» и «Ставропольский». В 2015 году резидентами парка «Тольяттисинтез» стали 5 компаний, а статус резидента промышленного парка «Ставропольский» приобрела 1 компания.

Успешно развивается технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти. Это крупнейший из создаваемых в России технопарков, который призван обеспечить мощную технологическую базу для будущего развития Самарской области.

Активизировалась работа по привлечению внебюджетных инвестиций для строительства социально значимых инфраструктурных объектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).

Портфель ГЧП-проектов нашего региона насчитывает 53 проекта, из них более 50% – это проекты в сфере здравоохранения. На стадии реализации находятся 15 проектов, объем привлеченных внебюджетных инвестиций по которым составил более 9 млрд. рублей. По интенсивности использования и уровню развития ГЧП наш регион входит в топ-10 субъектов Российской Федерации.

В сентябре 2015 года Самарская область приняла участие в первом Всероссийском конкурсе «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении», проводимом Министерством здравоохранения Российской Федерации. В финал конкурса наряду с Самарской областью прошли также Воронежская, Свердловская и Ульяновская области. По итогам конкурса Самарская область объявлена победителем в данной номинации.

Особое внимание в 2015 году уделено вопросам импортозамещения. Утвержден план мероприятий по содействию импортозамещению на 2015–2016 годы. Заключено Соглашение с федеральным государственным автономным учреждением «Российский фонд технологического развития» (далее – «Фонд развития промышленности») о стратегическом партнерстве и сотрудничестве. За счет средств Фонда развития промышленности самарский производитель аккумуляторов ЗАО «Аком» (г. Жигулевск) получил 500 млн. рублей по льготной ставке в 5% годовых для организации серийного производства трех типов аккумуляторных батарей высокой циклической стойкости. Масштабное производство аккумуляторных батарей в Российской Федерации не налажено, что создает реальные возможности для импортозамещения. Общая стоимость проекта составляет порядка 1,2 млрд. рублей. Старт серийного производства намечен на второе полугодие 2016 года.

С учетом ограничений доступа к финансовым ресурсам и сжатия рынков сбыта обострились проблемы предпринимателей, связанные с фискальной и парафискальной нагрузкой на бизнес. Поэтому в 2015 году приняты принципиальные решения по оказанию государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Дан старт программе субсидирования затрат малого и среднего бизнеса на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, облегчены конкурсные процедуры получения субсидий на создание, развитие или модернизацию производства. Общий объем бюджетных средств, направленных на финансирование программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Самарской области в 2015 году составил 571,3 млн. рублей (преимущественно средства федерального бюджета).

Чтобы не обрушивать на бизнес излишнюю нормативную нагрузку, активизирована работа по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Через фильтр оценки регулирующего воздействия прошло более 119 проектов нормативных актов. Еще на предварительной стадии было отклонено 16 нормативных документов. В случае принятия указанных нормативных актов издержки предпринимателей, связанные с ведением бизнеса, могли увеличиться в несколько раз.

В 2015 году представлены результаты первого полномасштабного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг), которым подведена условная черта под всеми проектами улучшения инвестиционного климата.

По данным Национального рейтинга, в Самарской области наблюдаются положительные изменения в сфере институтов для бизнеса: более чем в два раза сократилось количество дополнительно запрошенных у предприятий документов в год, во столько же раз сократилось время постановки земельных участков на кадастровый учет и время регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Вместе с тем Национальным рейтингом выявлен ряд острых проблем в сфере государственного регулирования.

В 2015 году на 5 дней увеличилось среднее время получения разрешения на строительство: с 167 до 171 дня, а среднее количество процедур, необходимых для получения разрешительной документации, возросло почти втрое – с 5 до 14 дней! При этом в Республике Татарстан  предприниматель может пройти все разрешительные процедуры в строительстве за 79 дней, в Калужской области – за 87 дней, в Челябинской области – за 107 дней.

Отмечается тенденция снижения эффективности процедур по подключению к энергетической инфраструктуре в Самарской области. В 2015 году среднее время подключения к источникам электроэнергии увеличилось на 16 дней – с 148 до 164 дней, а количество процедур, необходимых для технологического присоединения, увеличилось с 7 до 12 дней! Хотя в Ульяновской области техприсоединение можно осуществить           за 60 дней, в Саратовской за 100 дней, а это наши ближайшие соседи.

Ситуацию подтверждают не только опросы и различные рейтинги, но и реальные встречи с бизнесменами. Это те проблемы, которые препятствуют более активным переменам в инвестиционной сфере и сдерживают развитие бизнеса в нашем регионе.  Подчеркиваю, что такая ситуация недопустима, поскольку существенно увеличивает издержки бизнеса, связанные с прохождением  разрешительных процедур, сужает возможности для обеспечения устойчивого функционирования предприятий и нивелирует положительный эффект от мер государственной поддержки.

Регион никогда не будет конкурентоспособным, если уходит более полугода на получение всех разрешений на строительство, а потом еще полгода на подключение к обеспечивающим сетям. Такое качество регуляторной среды непозволительно для региона, который ставит перед собой большие цели и конкурирует за инвестиции на глобальных рынках. Сегодня важнейший ключ к успеху – это улучшение делового климата!

Отмечу, что маховик снижения административных барьеров и дерегулирования был запущен еще в 2014 году, а к концу 2015 года совместно с предпринимательским сообществом удалось достичь существенных результатов.

В сфере градостроительства определены случаи, когда не требуется получать разрешение на строительство в отношении обеспечивающих линейных объектов, реализуются единые регламенты выдачи разрешительной документации и предоставления земельных участков, благодаря которым ушла в прошлое практика истребования от застройщиков непредусмотренных документов и в отдельных случаях количество представляемых застройщиком документов уменьшилось в несколько раз.

В сфере подключения к сетям разработан региональный стандарт сроков технологического присоединения, который предусматривает существенное сокращение сроков выдачи технических условий, оформления договоров и осуществления технических мероприятий по присоединению к инженерным сетям. Теперь перед нами стоит задача обеспечить его результативную реализацию.

Необходимо также учитывать, что более 50 процентов всех разрешительных процедур находятся в ведении органов местного самоуправления или связаны с управленческими решениями на этом уровне. Это не федеральный уровень принятия решений, не региональный, а самый близкий к бизнесу – муниципальный уровень. Поэтому в 2015 году ускорилась работа по повышению качества муниципального управления при работе с бизнесом.  Все муниципалитеты региона приступили к внедрению лучших управленческих практик органов местного самоуправления в сфере улучшения инвестиционного климата и поддержки малого и среднего бизнеса. В каждом муниципалитете сформированы специализированные экспертные группы, которые будут давать независимую оценку принимаемых на местном уровне решений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Осуществлены намеченные нами планы по созданию системы мониторинга органов местного самоуправления на предмет реализации полномочий в сфере градостроительства и распоряжения земельными участками.

Обращаю внимание, что от эффективности принимаемых органами местного самоуправления решений зависит инвестиционный имидж Самарской области, поэтому кардинальным  изменениям в этой сфере необходимо придать еще большее ускорение.

Сейчас на фоне общих условий наблюдается тенденция замедления инвестиционной активности. После активного пятилетнего роста в зону снижения вошли показатели инвестиционно-строительной сферы региона. В январе - ноябре текущего года инвестиции крупных организаций Самарской области составили 91,5% (161,5 млрд. рублей), объем строительных работ - 90,2% (116,1 млрд. рублей) от уровня аналогичного периода 2014 года. Также по итогам 9 месяцев текущего года наметился спад инвестиций по полному кругу организаций (97,1% к январю-сентябрю 2014 года, 187,1 млрд. рублей), хотя он не такой значительный, как в целом по России (94,2%).

На замедление инвестиционной активности в регионе в наибольшей степени влияет сокращение капиталовложений в одной из ведущих отраслей экономики региона ­– нефтепереработке. Глубина отрицательного разрыва невелика благодаря высоким темпам роста капиталовложений в производстве транспортных средств и оборудования, химическом производстве и металлургии. По итогам 2015 года в целом инвестиции в Самарской области сохранятся на уровне 2014 года.

Сдерживают инвестиционные процессы и невысокие мировые цены на нефть, введение санкций в отношении ряда российских компаний, в том числе ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и его дочерних предприятий.

Но мы не рассматриваем санкции однозначно в негативной плоскости. С одной стороны, они оказывают влияние на замедление темпов роста в отдельных секторах экономики, с другой стороны, – дают нашим производителям новые возможности для развития.

Зафиксированные в экономике Самарской области тенденции отражают процесс ее адаптации к изменившимся условиям. На фоне сохранения экономической неопределенности, роста цен на импортируемые товары инвестиционного назначения, а также ограниченных возможностей замещения выпадающих внешних источников финансирования внутренними, задача создания максимально благоприятной бизнес-среды должна решаться без ссылок на обстоятельства!

Прошедший год стал очень важным для наших инициатив в сфере образования и подготовки кадров для бизнеса и экономики.

Решены задачи по усовершенствованию механизма согласования интересов рынка труда и сферы образования Самарской области на основе регионального заказа на подготовку и переподготовку кадров для бизнеса. На основании потребностей работодателей были увеличены контрольные цифры приема по инженерным специальностям. Утвержден порядок организации дуального обучения в профессиональных образовательных организациях, находящихся в ведении Самарской области, что усилило связь сферы образования с реальным производством. В качестве пилотного для реализации идеи дуального образования определен сектор авиационного и космического машиностроения.

Подчеркиваю, что инвестиции в человеческий капитал всегда будут оставаться приоритетом нашей экономической политики.

В целом 2015 год ознаменовался динамичным движением по той траектории, которую задали основные направления инвестиционной стратегии Самарской области до 2030 года.

Теперь остановимся на конкретных направлениях нашей работы        в 2016 году.

В условиях высокой неопределенности инвесторы и предприниматели должны быть уверены в том, что никаких препятствий на пути инвестиций не возникнет. Мы должны действовать максимально открыто, повышая уровень доверия бизнеса к нашим управленческим решениям. Согласованная динамика эффективного использования имеющихся источников развития, которые появились сегодня и были созданы в предыдущие годы, должна стать базисом укрепления взаимовыгодных отношений предпринимателей и органов власти.

Первое. Традиционно, наша задача четко обозначить тактические приоритеты инвестиционной политики в следующем году. Основными элементами позиционирования инвестиционной политики должны стать:

снижение административных барьеров в сфере бизнеса;

обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства;

привлечение инвестиционных ресурсов в приоритетные секторы экономики;

государственно-частное партнерство;

внедрение передовых управленческих и проектных практик при решении задач улучшения инвестиционного климата.

В следующем году необходимо максимально освободить бизнес от избыточных контрольно-надзорных мероприятий. Мы должны противодействовать только недобросовестному ведению бизнеса, расширяя возможности применения риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора и муниципального контроля.

В следующем году работа в области государственного и муниципального управления будет направлена на предотвращение ухудшений во всех сферах ведения бизнеса и выстраивание конструктивного диалога с предпринимателями. Каждое управленческое решение, принимаемое на государственном или муниципальном уровне, необходимо обсуждать с предпринимательским сообществом и бизнес-объединениями.

В Самарской области создано достаточное количество институтов и инструментов общественной экспертизы принимаемых управленческих решений, однако активность бизнеса в использовании этих инструментов остается на весьма низком уровне. Наша задача в следующем году ­– продолжать системно и последовательно информировать каждого инвестора и предпринимателя о существующих в регионе  институтах и возможностях развития.

Органам местного самоуправления Самарской области необходимо сконцентрироваться на использовании в работе лучших практик и передового опыта муниципального управления. Это позволит не только повысить инвестиционную привлекательность на местах, но и квалификацию сотрудников органов местного самоуправления в менеджменте инвестиционных процессов. Необходимо навсегда уйти от командно-административной парадигмы при работе с бизнесом. Настало время коренной перестройки: это время лучших практик, время проектного управления и проектного мышления в публичном секторе.

Для каждого муниципалитета Самарской области будут установлены четкие критерии оценки эффективности работы по улучшению инвестиционного климата и снижению административных барьеров. Такие критерии должны полностью соответствовать нашим стратегическим целям и отражать конкретные результаты работы органов власти на местах. С учетом достижения показателей эффективности в муниципалитет могут быть привлечены дополнительные средства в виде стимулирующих субсидий, общий объем которых в 2016 году увеличится до 4 млрд. рублей.

Второе. Необходимо сконцентрировать усилия по всесторонней поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Самарской области, обеспечению устойчивого развития этого сектора.

Для начинающих предпринимателей будет предусмотрен так называемый режим «налоговых каникул» или полное освобождение от уплаты налогов. Необходимые условия на федеральном уровне для этого созданы. Механизм позволит не только снизить издержки ведения бизнеса, но и упростить непростой документооборот с различными структурами. Знаю, что такой законопроект уже разработан. Затягивать нельзя: до конца года  необходимо завершить все согласования, чтобы с начала года законопроект о налоговых льготах вступил в силу.

Сегодня бизнесу как никогда нужны кредитные ресурсы по приемлемым ставкам. Здесь необходимо использовать наши связи с АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее – АО «МСП Банк»). Предприниматели в Самарской области через региональные банки – партнеры АО «МСП Банк» смогут воспользоваться кредитными продуктами по льготным кредитным ставкам по 10 программам, в том числе в части финансирования кластерных проектов.

Мы должны продолжить линию выстраивания эффективных каналов взаимодействия с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация МСП) по всесторонней поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Для предпринимателей это более чем реальная возможность получения финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки.

Чрезвычайно важно стимулировать инвестиционные вложения компаний малого и среднего бизнеса. Проектам таких компаний необходимо оказывать не только информационную и консультационную помощь, но и маркетинговую и финансовую поддержку, а также помощь в юридическом сопровождении инвестиционных проектов.

Наша задача – работать над повышением эффективности региональных финансовых институтов. Для этого необходимо рассмотреть возможность расширения линейки продуктов региональной гарантийной организации, микрофинансовых организаций и рассмотреть имеющиеся резервы снижения требований к потенциальным заемщикам.

Третье. В условиях фронтального роста затрат на бизнес необходимо совершить рывок в сфере снижения административных барьеров, подняв позиции Самарской области на новый качественный и достойный уровень. Наша задача – самым решительным образом в следующем году исправить ситуацию в регуляторной сфере. В этой работе должны быть задействованы как федеральные, так региональные и местные органы власти.

Необходимо многократно увеличить интеграцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Самарской области в реализацию задач улучшения инвестиционного климата и снижения административных барьеров в Самарской области. Инструментом реализации этой задачи станет образованный региональный организационный штаб («проектный офис») по формированию благоприятного инвестиционного климата и снижению административных барьеров. В его состав должны войти представители всех федеральных государственных органов по Самарской области. Наиболее актуальные вопросы инвесторов должны решаться через организационный штаб коллегиально и оперативно, а не в бесконечной переписке различных ведомств.

Все меры, которые зафиксированы в дорожных картах по улучшению делового климата в Самарской области, должны быть реализованы в 2016 году. По оценкам экспертов, принятые в дорожных картах по улучшению инвестиционного климата в Самарской области меры означают для предприятий экономию трансакционных издержек в объеме до 3 млрд. рублей ежегодно.

Первоочередными мерами по улучшению инвестиционного климата в 2016 году являются меры, направленные на сокращение сроков получения разрешительной документации в строительстве и подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Необходимо на ежегодной основе формировать рейтинг муниципалитетов по оценке качества осуществления полномочий в отношении застройщиков, который выявит существующие проблемы на местах. Его результаты должны использоваться как механизм стимулирования наиболее успешных и передовых муниципалитетов.

Процессы дебюрократизации должны ускоряться за счет повсеместного внедрения информационных систем в сфере градостроительной деятельности. Больше в Интернете, меньше в государственных структурах – такой позиции следует придерживаться в работе с бизнесом при реализации градостроительной политики.

В целях снижения издержек предприятий при подключении объектов к сетям инженерно-технического обеспечения необходимо в кратчайшие сроки обеспечить утверждение регионального стандарта сроков подключения к обеспечивающим инженерным сетям. Необходимо жестко увязать процессы получения разрешения на строительство и подключение к инженерным сетям на основе этого стандарта. Потерян целый год, а стандарт до сих пор не утвержден и не заработал!

Мы должны ввести упрощенные правила подключения объектов малого и среднего бизнеса к системам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения. Необходимо пресекать случаи неправомерного отказа в выдаче технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, неправомерного взимания с хозяйствующих субъектов платы за выдачу технических условий на подключение к инженерным сетям. Бизнес ждет повышения прозрачности процедур технологического присоединения. Злоупотребления в этой сфере недопустимы!

Мы должны продолжить работу по совершенствованию и развитию института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также по внедрению института оценки их фактического воздействия на бизнес-деятельность. В следующем году в отношении всех проектов нормативных документов органов местного самоуправления должна проводиться тщательная оценка регулирующего воздействия. Неоправданное увеличение издержек бизнеса непозволительно.

Четвертое. В условиях исключительно жесткого бюджета необходимо активизировать усилия по привлечению инвесторов и инвестиционных ресурсов в экономику.

В полном объеме должен быть задействован широкий спектр инструментов, который предлагается федеральным центром. Это не только различные программы и конкурсы, но и специальные инвестиционные контракты, институты развития, такие как Российская венчурная компания, Внешэкономбанк, включая Российский фонд прямых инвестиций, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий и ряд других. С начала 2015 года активно начал действовать Фонд развития промышленности, который предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку высокотехнологичной продукции и импортозамещение. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 поручил увеличить капитализацию Фонда развития промышленности в 2016 году еще на 20 млрд. рублей.

Созданные возможности ни в коем случае не должны стать упущенными, поскольку альтернативные издержки слишком высоки. Необходимо наращивать темпы привлечения инвестиционных ресурсов в наши проекты.

Постановлением Правительства Российской Федерации                      от 11.10.2014 № 1044 утверждена Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (далее – Программа). Данный механизм позволяет инвесторам привлекать заемные средства по ставке, которая существенно ниже рыночной. В Программе участвуют Центробанк и уполномоченные коммерческие банки, соответствующие жестким критериям к достаточности собственного капитала.

Программа утверждена, для того чтобы в условиях ограниченного доступа к кредитованию обеспечить кредитными ресурсами на приемлемых условиях предприятия, которые готовы осуществлять долгосрочные инвестиции в приоритетных секторах. У нас есть перспективные и качественные проекты, которые остро нуждаются в финансировании, поэтому инициаторы проектов должны быть в курсе таких возможностей.

Сегодня целесообразно рассмотреть и обсудить пути привлечения в региональную экономику долгосрочных инвестиций за счет сбережений экономических агентов. Мы должны рассмотреть все предложения по трансформации сбережений в инвестиционный капитал, по развитию рынка коллективных инвестиций.  Это довольно непростая тема, которая находится на стыке экономики и психологии. Поэтому необходимо приложить все усилия по повышению доверия к нашим управленческим решениям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 № 2190-р городской округ Тольятти переведен в первую категорию моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Это открывает широкие возможности по получению финансовой поддержки за счет средств АО «Фонд развития моногородов» и созданию территории опережающего развития. Режим территории опережающего развития позволит обеспечить уникальные условия для ведения бизнеса: налоговые преференции, льготные ставки аренды, свободную таможенную зону и ряд других. Эта задача будет решена в самое ближайшее время.     

Пятое. Необходимо продолжать совершенствовать систему государственной поддержки инвестиционной деятельности. Приоритет должны получать особо значимые и стратегические инвестиционные проекты, реализация которых позволит существенно укрепить экономическую базу Самарской области. Должны быть установлены прозрачные критерии признания проектов стратегическими в приоритетных для нашего региона видах экономической деятельности.

Необходимо уделить внимание анализу эффективности и успешности работы региональных механизмов государственной поддержки бизнеса. Здесь важны наши каналы обратной связи с бизнесом. Призываю Торгово-промышленную палату Самарской области, самарские отделения общероссийских общественных организаций «Опора России» и «Деловая Россия» и другие общественные бизнес-объединения и ассоциации активно работать в этом  направлении.

Кроме того, должен быть тщательным образом проработан вопрос об обнулении региональной части налога на прибыль организаций в рамках создания новых производств участниками специальных инвестиционных контрактов, предложенный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015.

В целях формирования более привлекательных условий с учетом правоприменительной практики необходимо продолжить совершенствование нормативно-правовой базы в сфере развития инвестиционной деятельности. Конкурентоспособное правовое поле позволит нам сработать на опережение.

Необходимо тщательным образом проанализировать эффекты от импортозамещения. Разрыв многолетних производственных цепочек с экономическими партнерами в других странах создает дополнительный спрос на аналогичные товары российского производства. Особенно благотворное влияние фактор импортозамещения окажет на обрабатывающие производства в условиях малодоступности импорта. Эффекты от импортозамещения должны быть заметны уже в следующем инвестиционном цикле.

Наша задача – активизировать работу Агентства по привлечению инвестиций, которое должно стать системным интегратором и сервисным центром для инвесторов, ориентироваться на индивидуальное сопровождение инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации с целью быстрого разрешения юридических и технических вопросов, возникающих при размещении нового производства или модернизации действующего производства на территории Самарской области. Каждый инвестор должен понимать, что это первая дверь, в которую необходимо стучаться.

Все решения Агентства по привлечению инвестиций должны быть направлены на индивидуальное обслуживание и компетентные консультации по организации и ведению бизнеса в Самарской области. Каждому инвестору должна быть доступна база данных по отраслям, технологиям и тенденциям рынка, а административная поддержка должна помогать справляться с формальностями.

Шестое. Для привлечения в Самарскую область новых инвестиций мы должны ускорить работу по обустройству за счет бюджетных и внебюджетных средств промышленных площадок и индустриальных парков объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а также по предоставлению субсидий инвесторам, реализующим проекты в целях компенсации понесенных затрат.

Несмотря на жесткие бюджетные ограничения, мы должны завершить работы по строительству инженерных коммуникаций индустриального парка «Преображенка», выполнить работы по строительству первой очереди инфраструктуры индустриального парка «Чапаевск», продолжить реализацию масштабных и капиталоемких инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры. Это откроет для инвесторов новые возможности по локализации бизнеса в Самарской области.

Для максимального использования возможностей ОЭЗ «Тольятти» необходимо решить задачу подведения к ее территории железнодорожной ветки. В первоначальном проекте она не предусматривалась, а сейчас некоторые инвесторы не размещают производства в ОЭЗ «Тольятти» из-за отсутствия железной дороги.

Необходимо оперативно и комплексно решать вопросы предоставления земельных, лесных, водохозяйственных участков для нужд инвесторов. Мы должны предлагать инвестору площадку со всей необходимой  инфраструктурой, что называется «под ключ». Удовлетворять спрос со стороны инвесторов необходимо в максимально короткий срок, в противном случае инвестиции уйдут на территории других регионов.

Для повышения информированности предпринимателей о существующих возможностях размещения производств необходимо активизировать работу по наполнению интерактивной инвестиционной карты Самарской области, разработанной в рамках реализации регионального инвестиционного стандарта. Должна быть оцифрована каждая площадка, поскольку это потенциальные возможности по локализации производств инвесторов. От качества и равномерности наполнения таких баз данных зависит оперативность удовлетворения запросов инвесторов.

Бюджетные ограничения становятся барьером и для развития инфраструктуры, потребность в обновлении которой с каждым годом увеличивается. Практика показывает, что одновременно со стартом масштабных производств возникает необходимость строительства новых школ, детских садов, дорог. Средства на эти цели не всегда удается выделить из бюджета. При реализации таких инициатив высокую эффективность имеет ГЧП.

Реализация проектов через механизмы ГЧП позволяет повышать качество их администрирования, создавать новые рабочие места, стимулировать экономический рост и увеличивать поступления в бюджет. В целом и интерес в данном механизме со стороны бизнеса имеется. Наша задача активнее использовать этот инструмент привлечения частного капитала для реализации значимых инфраструктурных проектов в сферах здравоохранения, транспорта, коммунальной и гостиничной инфраструктуры. При этом мы не должны перекладывать на инвесторов решение социальных задач.

В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году формируется спрос на качественные объекты гостиничной и сервисной инфраструктуры. Мы должны активно привлекать инвестиции в этот сектор, предлагая инвесторам разнообразные формы сотрудничества. Необходимо выработать пути максимально эффективного использования наследия, которое останется после проведения столь масштабного мероприятия.

Седьмое. Необходимо развивать и укреплять наши связи с внешнеэкономическими партнерами из других регионов и стран. Для бизнеса важна роль нашего региона как точки соприкосновения с рынками Центральной и Восточной России одновременно. Уже принесло положительные плоды сотрудничество с Китайской Народной Республикой в формате «Волга-Янцзы». Необходимо активнее привлекать иностранные инвестиции из динамично развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для того чтобы оставаться инвестиционно привлекательным регионом, нам необходимо существенно изменить качество рынка труда и структуру занятых в экономике. Многие архаичные рабочие места уходят в прошлое, на смену им приходят места другого качества и наша задача сделать так, чтобы кадры были готовы.

В следующем году необходимо актуализировать с учетом требований ведущих предприятий Самарской области профессиональные стандарты по специальностям, входящим в перечень наиболее востребованных. Необходимо разработать новые образовательные программы и отработать условия их реализации в формате дуального обучения. Перед нами стоит задача приведения профессиональных образовательных программ среднего образования в соответствие с международными стандартами WorldSkills.

Необходимо активно использовать результаты интеграционных процессов, протекающих в сфере высшего профессионального образования, которые позволят расширить взаимодействие образовательных организаций с инвесторами, реализующими свои проекты в регионе.

Сегодня открылось большое количество новых возможностей по созданию и локализации новых производств, финансированию инвестиций, детальной проработке инвестиционных проектов, рассчитанной на однозначно положительные результаты их реализации. Наша задача всем этим активно пользоваться!

Лучшая поддержка со стороны органов власти Самарской области – это неизменные, четкие и мотивирующие «правила игры» для предпринимателей и инвесторов в Самарской области. Стабильность, возможность планирования и надежность в 2016 году должны стать наиболее значимыми характеристиками Самарской области как территории для ведения экономической деятельности.

Самарская область была и остается многосторонне развивающимся и процветающим регионом, благоприятным для реализации инвестиционных проектов. Мы проделали большой путь, но на повестке долгосрочного развития перед нами стоят еще более грандиозные задачи. И в успешной реализации поставленных задач мы уверены!