image
        description инвест
карта

Инвестиционная стратегия Самарской области до 2030 года

Стратегические направления инвестиционной политики

Главной целью инвестиционной политики Самарской области является создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни населения.

Достижение стратегической цели инвестиционной политики будет обеспечиваться путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося в Самарской области инвестиционного потенциала.

Основными задачами инвестиционной политики являются:

устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;

совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности;

развитие человеческого потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов, ориентированной на потребности высокотехнологичных и инновационных производств;

улучшение качества среды проживания с закреплением квалифицированных кадров, расширение возможностей для самореализации.

Факторы инвестиционной привлекательности Самарской области.

В настоящее время сдерживающими факторами инвестиционной привлекательности Самарской области являются:

  • отсутствие четкого понимания целевой группы инвесторов;

  • недостаточное позиционирование Самарской области для инвесторов, низкая интенсивность продвижения Самарской области в России и за рубежом;

  • недостаток качественной индустриальной инфраструктуры, трудности и высокая стоимость при подключении к энергетической инфраструктуре;

  • высокие административные барьеры.

  • Ключевыми факторами инвестиционной привлекательности для достижения поставленной цели инвестиционной политики Самарской области должны стать:

  • формирование и продвижение бренда Самарской области как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности;

  • в сфере развития институциональной среды и повышения эффективности органов государственной власти - наличие эффективной системы государственной поддержки инвестиционных проектов;

  • в сфере развития инвестиционной инфраструктуры - наличие доступной инвестиционной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (ОЭЗ, индустриальные парки и т.д.);

  • в сфере снижения административных барьеров - снижение затрат инвесторов на подключение к объектам инженерной инфраструктуры, сокращение сроков и упрощение процедур предоставления земельных участков для реализации инвестиционных проектов, иных согласительных и разрешительных процедур по отношению к инвесторам.

Цели инвестиционной политики Самарской области и показатели их достижения систематизированы в приложении 3 к Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года.

Стратегические приоритеты. Наиболее приоритетные направления инвестирования в Самарской области соответствуют приоритетным кластерам и секторам, указанным в разделе 3.1.1 Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года.

К кластерам с высоким уровнем приоритетности для инвестирования отнесены автомобилестроительный, аэрокосмический и нефтехимический, к кластерам со средним уровнем приоритетности - кластер строительства и строительных материалов, агропищевой кластер, транспортно-логистический кластер.

Из новых кластеров (секторов) экономики наиболее приоритетными для инвестирования являются кластер медицинских и фармацевтических технологий, секторы малотоннажной химии и туризма.

Кроме того, особое внимание уделяется инвестиционным проектам социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная инфраструктура), преимущественно реализуемым за счет бюджетных средств и на условиях ГЧП.

Динамика объемов инвестиций в основной капитал, обеспечивающих реализацию целевого сценария Стратегии, в разрезе кластеров и секторов экономики и социальной сферы, представлена в приложении 4 к Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года .

Инструменты реализации инвестиционной политики. Предлагаемые формы и инструменты поддержки инвестиционной деятельности соответствуют положениям стандарта деятельности органов исполнительной власти Самарской области по повышению инвестиционной привлекательности, разработанного АСИ.

1. Снижение административных барьеров.

Основными механизмами снижения (устранения) административных барьеров являются:

  • обеспечение субъектов инвестиционной деятельности всей необходимой информацией;

  • формирование понятной нормативной базы;

  • создание каналов прямой связи инвесторов с органами государственной власти Самарской области и обеспечение гарантий соблюдения прав инвесторов.

Для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов создан канал прямой связи инвесторов и руководства Самарской области через интернет-приемную Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области http://www.samregion.ru/.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643)

В целях обеспечения участников инвестиционной сферы информацией функционирует официальный инвестиционный портал Самарской области investinsamara.ru, на котором публикуется информация об инвестиционной деятельности на территории Самарской области. Информация переведена на английский и китайский языки.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643)

В соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 05.03.2013 N 56 утвержден Совет по улучшению инвестиционного климата в Самарской области, который возглавляет Губернатор Самарской области (далее - Совет по инвестициям). Для решения возложенных на Совет по инвестициям задач он наделен рядом важных и значимых функций и полномочий, наиболее важными из которых являются выработка рекомендаций по уменьшению административных барьеров, в том числе в части сокращения сроков и упрощения процедуры выдачи разрешительной документации, по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию инвестиционной активности на территории региона, подготовке предложений по приоритетным направлениям развития региона и координация финансовых и инвестиционных ресурсов на наиболее важных направлениях.

При Совете по инвестициям действует рабочая группа по инвестиционным проектам, деятельность которой направлена на обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти при рассмотрении инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Самарской области.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643)

В соответствии с Инвестиционной декларацией Самарской области публично задекларированы общие ключевые принципы взаимодействия органов государственной власти Самарской области с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, закреплены гарантии защиты прав инвесторов в Самарской области.

В целях оптимизации административных процедур:

абзац исключен. - Постановление Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643;

создан общественный совет потребителей энергоресурсов при министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в сфере государственного регулирования тарифов (приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.09.2013 N 160).

2. Региональные институты развития.

Для реализации инвестиционной политики на территории региона созданы следующие институты развития:

ОАО "КРСО" - государственный оператор по сопровождению крупных стратегических инвестиционных проектов и поиску инвесторов для их реализации;

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643)

НО "АПИ" - региональный оператор по консультированию, индивидуальному сопровождению, взаимодействию с инвесторами по принципу "одного окна", поиску и привлечению прямых инвестиций в соответствии с потребностями экономического развития региона, активно участвующий в продвижении региона в России и за рубежом;

АО "ПромПарки" - специализированная управляющая компания индустриальных парков Самарской области "Преображенка" и "Чапаевск";

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643)

ГАУ "ЦИК СО" - управляющая компания технопарков Самарской области.

В целях обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в регионе создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области, принят соответствующий региональный закон, открыта общественная приемная федерального омбудсмена по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации.

3. Оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ).

С 2014 года внедряется институт оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области по вопросам, затрагивающим интересы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Система мер регулирования в отношении предпринимательского и инвестиционного климата перестроена в сторону большей эффективности принимаемых решений. Вся необходимая нормативная база для этого подготовлена, определен орган власти, уполномоченный на проведение оценки регулирующего воздействия.

В целях осуществления взаимодействия при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключено соглашение от 21.01.2015 N 3 между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и основными региональными общественными объединениями предпринимателей: региональным объединением работодателей "Союз работодателей Самарской области", Торгово-промышленной палатой Самарской области, Самарским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Самарским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", некоммерческим партнерством "Ассоциация некоммерческих организаций предпринимателей Самарской области "Взаимодействие".

Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 08.02.2016 N 24 создан консультативный совет по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. В него входят представители общественных организаций и предпринимательского сообщества.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат ОРВ.

ОРВ проводят органы местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

В целях развития института ОРВ в Самарской области планируется:

  • информационно-методическое сопровождение внедрения ОРВ в органах местного самоуправления на территории Самарской области;

  • организация и проведение информационных конференций для сотрудников органов, проводящих ОРВ;

  • активное взаимодействие со средствами массовой информации и организациями, представляющими интересы бизнес-сообщества, в целях эффективного привлечения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности к процедурам ОРВ.

4. Налоговое стимулирование, субсидии и преференции.

Все необходимые нормы, предусматривающие защиту прав инвесторов, включая механизмы поддержки инвестиционной деятельности, содержатся в законах Самарской области:

  • от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области";

  • от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области";

  • от 07.11.2005 N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет";

  • от 07.12.2011 N 140-ГД "О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области".

Инвесторы, реализующие проекты на территории региона, получают комплексную поддержку со стороны областных властей на всех этапах реализации проектов - это и организационная поддержка, в том числе кураторство, и налоговые льготы, и областные государственные гарантии, а также компенсационные субсидии по многим направлениям.

С 2013 года предусмотрен принципиально новый вид субсидирования - субсидирование затрат инвесторов, связанных с подключением к источникам электроснабжения и обустройством промышленных площадок объектами инженерной инфраструктуры.

Специальные меры поддержки предусмотрены для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территориях малых и средних моногородов региона - Октябрьска, Похвистнево и Чапаевска.

Резидентам ОЭЗ "Тольятти" предоставляются значительные преференции и льготы: освобождение на срок до пяти лет от уплаты земельного налога, транспортного налога, до десяти лет - от уплаты налога на имущество организаций, региональная ставка налога на прибыль до 2019 года составит ноль процентов. В городских округах Тольятти и Чапаевск функционируют территории опережающего социально-экономического развития.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643)

В целях более активного вовлечения муниципалитетов Самарской области в работу по привлечению инвестиций с 2014 года предусмотрено предоставление местным бюджетам дотаций из областного бюджета в размере налоговых платежей, уплачиваемых в областной бюджет в течение трех лет инвесторами, привлеченными местными властями.

5. Развитие инфраструктуры индустриальных парков.

В Самарской области создана доступная инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов (бизнес-инкубаторы, ОЭЗ "Тольятти", технопарк в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" в городском округе Тольятти). Для повышения конкурентоспособности Самарской области и ускорения вхождения инвесторов на территорию региона осуществляется масштабная работа по подготовке специальных площадок - индустриальных парков. Разработана концепция развития индустриальных парков, предполагающая строительство государственных парков с необходимой инфраструктурой и создание частных индустриальных парков. Кроме того, с целью оптимизации действующей инфраструктуры, оставшейся в наследство от крупных промышленных объектов, будет продолжена работа по мониторингу имеющихся площадок (brownfield) с целью их модернизации и удовлетворения потребностей инвесторов.

В настоящее время активно ведется работа по созданию и развитию индустриальных парков "Преображенка" (в 2015 году введена в эксплуатацию первая очередь инженерной инфраструктуры), "Чапаевск", а также первого частного парка на базе АО "Тольяттисинтез". Начата работа по созданию индустриального парка "Ставропольский". В дальнейшем планируется создание парка "Крутые ключи" и агропромышленного парка.

Особенностью создаваемой инвестиционной инфраструктуры станет активное привлечение внебюджетных источников.

Информация о количестве созданных рабочих мест в рамках деятельности институтов развития территорий представлена в нижеуказанной таблице.

(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 17.09.2019 N 643).

Таблица 1

 

Количество созданных рабочих мест в рамках деятельности

институтов развития территорий

(введено Постановлением Правительства Самарской области

от 17.09.2019 N 643)

Наименование показателя

2017 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Количество созданных рабочих мест в рамках деятельности институтов развития территорий, человек (нарастающим итогом с 2017 года)

1477

14415

45733

56819

В том числе:

 

 

 

 

резидентами особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Тольятти"

460

1050

16195

23288

резидентами территории опережающего социально-экономического развития "Тольятти" <1>

701

11488

24174

26607

резидентами территории опережающего социально-экономического развития "Чапаевск" <2>

 

235

1000

1200

резидентами индустриального парка "Преображенка"

185

617

1379

1379

резидентами индустриального парка "Чапаевск"

18

252

1992

1992

резидентами индустриального парка "Крутые Ключи"

 

 

140

1500

резидентами технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина"

113

773

853

853

 --------------------------------

<1> В соответствии с Соглашением о создании на территории городского округа Тольятти Самарской области территории опережающего социально-экономического развития "Тольятти" от 30.10.2017 N С-246-СШ/Д14.

<2> В соответствии с Соглашением о создании на территории городского округа Чапаевск Самарской области территории опережающего социально-экономического развития "Чапаевск" от 27.02.2019 N С-113-ВЖ/Д14.

6. Поддержка МСП.

Поддержка организаций МСП осуществляется как в форме имущественной, нормативной правовой и финансовой помощи, так и в форме оказания информационной, консультационной и кадровой поддержки.

Подробно о формах поддержки МСП Самарской области изложено в разделе 3.1.4 "Обеспечение режима максимального благоприятствования развитию предпринимательства" настоящей Стратегии.

7. ГЧП.

В настоящее время универсальным механизмом экономического развития является ГЧП, значение которого ежегодно возрастает не только в Самарской области, но и в Российской Федерации.

В регионе уже создана законодательная база в сфере ГЧП, сформированы механизмы реализации такого партнерства, определен единый уполномоченный орган на подготовку и сопровождение проектов ГЧП, внедрена система индивидуального сопровождения инвестиционных инициатив, введена уникальная автоматизированная информационная система "Портал ГЧП".

Подготовка проектов ГЧП ведется по следующим договорно-правовым формам:

  • соглашения о ГЧП;

  • концессионные соглашения;

  • неконцессионные договорные формы (инвестиционные меморандумы, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, арендные соглашения, лизинговые соглашения и т.д.).

Приоритетными направлениями по использованию механизмов ГЧП являются проекты:

  • в сфере здравоохранения: создание современных диагностических центров и отделений гемодиализа на базе действующих учреждений здравоохранения, а также организация лечебного питания в учреждениях здравоохранения, модернизация стоматологических и педиатрических отделений поликлиник, создание современных стерилизационных отделений в учреждениях здравоохранения;

  • в сфере социального обслуживания: реконструкция и модернизация действующих реабилитационных центров для граждан пожилого возраста, ветеранов труда и инвалидов;

  • в сфере физической культуры, спорта и туризма: строительство спортивных комплексов, в том числе реконструкция существующих футбольных полей;

  • в сфере транспортной инфраструктуры: строительство моста через реку Волгу, автомагистрали "Центральная".

8. Продвижение региона и развитие бренда Самарской области.

Для продвижения Самарской области как объекта для инвестирования будет осуществляться продвижение бренда региона. С этой целью будет разработана интегрированная маркетинговая стратегия, содержащая создание уникального предложения для инвесторов, создание и продвижение бренда региона.

При создании уникального предложения для инвесторов будут определены основные факторы, способные привлечь инвесторов в регион.

Будет разработана концепция создания бренда Самарской области, отражающая уникальные характеристики региона, которые будут выгодно отличать регион на фоне других субъектов Российской Федерации.

При создании бренда особое внимание будет уделено репутации региона, его имиджу.

Бренд региона будут формировать:

  • туристические активы и кластеры Самарской области;

  • бренды компаний и товаров, представленных в регионе;

  • созданные в регионе условия для ведения бизнеса.

Продвижение бренда региона будет осуществляться с использованием эффективных каналов продвижения, ориентированных на различные целевые аудитории.

С целью трансляции положительного образа Самарской области потенциальным инвесторам предполагается создание системы, ориентированной, в первую очередь, на информирование иностранных компаний о возможностях и отраслевых приоритетах партнеров в Самарской области посредством:

  • ежегодного проведения нескольких крупных международных мероприятий на территории Самарской области;

  • участия делегаций Самарской области в крупнейших зарубежных мероприятиях;

  • организации эффективного взаимодействия с отраслевыми союзами и ассоциациями в целях "прицельного" информирования потенциальных инвесторов.

Важнейшими специализированными ресурсами продвижения бренда региона будут:

  • инвестиционный интернет-портал Самарской области;

  • брошюры и буклеты о Самарской области, в том числе об инвестиционном климате региона;

  • видеофильмы, видеоролики и мультимедийные презентации;

  • публикации в средствах массовой информации (включая зарубежные издания).

9. Механизмы и управление реализации инвестиционной политики.

Механизмами реализации инвестиционной политики являются:

  • государственные программы Российской Федерации;

  • государственные программы, утверждаемые Правительством Самарской области;

  • инструменты ГЧП, разрабатываемые на основе положений федеральных и областных нормативных правовых актов;

  • инвестиционные программы естественных монополий;

  • Совет по инвестициям;

  • система мер государственной поддержки, действующая в Самарской области;

  • региональные институты развития Самарской области.

Участниками реализации инвестиционной политики являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории Самарской области, территориальные органы федеральных органов государственной власти, органы государственной власти Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Самарской области, общественные объединения и другие организации.